Одна из крупнейших аварий по количеству столкнувшихся автомобилей произошла 17 октября 2001 года в Дзержинском районе. Более двадцати автомобилей явились участниками этой аварии. Данное происшествие произошло из-за сильного тумана, а также несоблюдения водителями безопасной скорости и дистанции.
Напомним, что дистанцией называется расстояние между автомобилями, движущимися в попутном направлении.
Для выбора безопасной дистанции необходимо учитывать все факторы системы Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда, которые мы рассматривали, изучая безопасную скорость автомобиля. Так, например, она зависит от скорости транспортного потока, размеров лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки управляемого автомобиля и лидера, а также типа и состояния дорожного покрытия.
Если перед вами движется легковой автомобиль с широкими шинами, то на сухом асфальтовом покрытии он может остановиться очень быстро. Зимой у лидера может стоять хорошая 'зимняя' или шипованная резина, что не всегда сможете быстро определить по внешнему виду автомобиля.
Искусство выбора безопасной дистанции зависит от опыта и наблюдательности водителя. Дистанция должна быть оптимальной. Не соответствует действительности положение 'чем больше дистанция - тем лучше'. При движении в плотном городском потоке чрезмерное увеличение дистанции спровоцирует кого-либо из водителей перестроиться перед вашим автомобилем, мгновенно сократив дистанцию в несколько раз.
Дистанция зависит от интенсивности потока и скорости. Чем больше скорость - тем больше должна быть дистанция. С увеличением плотности потока дистанция уменьшается. В городских пробках, где автомобили движутся со скоростью пешеходов, дистанция небольшая, 3-5 метров. Во время остановки дистанция между автомобилями не должна быть менее 2-х метров на тот случай, если впереди идущий автомобиль заглохнет, чтобы была возможность его объехать. При остановке на подъеме дистанцию желательно увеличить, учитывая возможность отката автомобиля назад.
На загородной дороге поток автомобилей не очень плотный и скорость движения выше. Потому дистанцию необходимо увеличить. Для оценки необходимого расстояния можно использовать 'правило 2-х секунд'. Пользуются им следующим образом - когда впереди идущий автомобиль проезжает мимо какого-либо ориентира, например столба, начинайте считать: 'одна тысяча один, одна тысяча два' (рис.2). Если вы ориентир проехали раньше, чем проговорили эти выражения, то дистанцию нужно увеличивать. При неблагоприятных погодных условиях дистанцию увеличивают до 4-5 секунд.
При движении в условиях ограниченной видимости водители часто используют прием 'движение за лидером', когда, выбрав безопасную дистанцию, можно о многих особенностях дорожной ситуации (повороты дороги, препятствия) судить по действиям впереди идущего автомобиля.
Малая дистанция ограничивает обзор водителю (рис.3). Особенно если вы движетесь за большегрузным транспортом, то не в состоянии рассмотреть обстановку впереди лидирующего автомобиля.
Опытные водители, выбирая дистанцию, учитывают также, какой транспорт, и на каком расстоянии движется за их автомобилем. Если позади идущий автомобиль 'висит на хвосте' и вы в случае необходимости успели остановиться до препятствия, а в ваш автомобиль въезжают сзади, то думаю, что вряд ли ваша юридическая невиновность улучшит настроение. Для некоторых начинающих водителей вызванный стресс может быть помехой для дальнейшего управления автомобилем.
В преддверии зимнего сезона и первых гололедов, которые могут появиться в любой момент, выбирайте безопасную дистанцию, рассчитывая не только на себя, но и на автомобиль, движущийся за вами.